Новый стиль распространился на все виды художественного творчества, включая архитектуру, изобразительные и прикладные искусства. Он объединил схожие явления в художественной литературе, поэзии, музыке. Резные терракота, штук и дерево в XI— XII веках используют одни и те же художественные мотивы и формы, образуя единый стиль. Закономерности построения присущих им узоров обнаруживают музыкальность в ритмах.
Универсальность этих явлений объясняется тем, что они отвечали интересам вновь возникших и бурно развивавшихся феодальных торгово-ремесленных городов восточного средневековья, и тем, что развитие нового стиля проходило под знаком единого направления, продиктованного догмами ислама. Правда, оппозиционные секты, особенно суфизм, а также разновидности правоверия (суннизм, шиизм) оказывали свое влияние на общий характер архитектуры и изобразительного искусства. Но их воздействие улавливается с трудом.
Сущность общей идеи заключалась в том, что морфологическая структура и формы, воспитанные античной древностью и обращенные к интересам общества (типы архитектуры, масштабы, пропорции и пластика формы колонн, капителей, пилястров, профилей, весь зооморфный и растительный мир, отраженный в декоре), были отброшены. На их место выдвинуты формы, подсказанные общественным назначением новых типов зданий (центрально-купольные, дворовые, многоколонные и сложно-составные композиции). Строительные материалы, получившие преобладание в IX—X веках, открыли более широкие возможности большепролетных купольных перекрытий, а следовательно, и иных планировочных решений. На их основе возникли новые типы мечетей, медресе, дворцов, городских и дорожных караван-сараев, складских помещений, странноприимных убежищ, опорные пункты для гарнизонов (рибаты). Эта архитектура проникала во все прилежащие области — от Испании до Синцзяна.
История искусств народов Средней Азии Синтез искусств Средней Азии Искусство в веках Родоплеменное искусство скотоводческих племен Прикладные искусства. Орнамент Художественные изделия как произведения искусства Восточная античность как мусульманское искусство Искусство раннего средневековья как придаток религии Архитектурный декор Средняя Азия в круге цивилизаций Древнего Востока Архитектура Северной Бактрии Архитектурный декор Северной Бактрии Светское искусство и буддизм Античный Хорезм Поздняя античность — раннее средневековье Стиль «героического» декора Произведения среднеазиатской архитектуры Графические ритмы Два направления архитектурного декора Классические образцы архитектурного декора IX—X веков Блестящие творения архитектурного декора XI—XII веков Новый стиль восточного средневековья Декор Средней Азии домонгольской эпохи Этапы развития архитектуры и архитектурного декора Майолики и мозаики XIV века Значение архитектуры Средней Азии Среднеазиатская скульптура Пластические произведения ваятелей среднеазиатских земель Белокаменная капитель Султан-Уиздага (Хорезм) Cултан-уиздагская капитель Беломраморные статуи из Старой Нисы Родогуна — дочь аршакидского государя Митридата Искусство коропластики Среднеазиатское мифотворчество Среднеазиатские терракоты Раннеантичная скульптура Средней Азии Дворец в урочище Халчаян Халчаянские скульптуры Влияние буддизма на Бактрию Скульптуры «Зала царей» Кушанское искусство Буддийская монументальная скульптура Художественные традиции Айртамский фриз Произведения позднеантичной скульптуры