Новый стиль архитектурного декора восточного средневековья

Новый стиль распространился на все виды художественного творчества, включая архитектуру, изобразительные и прикладные искусства. Он объединил схожие явления в художественной литературе, поэзии, музыке. Резные терракота, штук и дерево в XI— XII веках используют одни и те же художественные мотивы и формы, образуя единый стиль. Закономерности построения присущих им узоров обнаруживают музыкальность в ритмах.

Универсальность этих явлений объясняется тем, что они отвечали интересам вновь возникших и бурно развивавшихся феодальных торгово-ремесленных городов восточного средневековья, и тем, что развитие нового стиля проходило под знаком единого направления, продиктованного догмами ислама. Правда, оппозиционные секты, особенно суфизм, а также разновидности правоверия (суннизм, шиизм) оказывали свое влияние на общий характер архитектуры и изобразительного искусства. Но их воздействие улавливается с трудом.

Сущность общей идеи заключалась в том, что морфологическая структура и формы, воспитанные античной древностью и обращенные к интересам общества (типы архитектуры, масштабы, пропорции и пластика формы колонн, капителей, пилястров, профилей, весь зооморфный и растительный мир, отраженный в декоре), были отброшены. На их место выдвинуты формы, подсказанные общественным назначением новых типов зданий (центрально-купольные, дворовые, многоколонные и сложно-составные композиции). Строительные материалы, получившие преобладание в IX—X веках, открыли более широкие возможности большепролетных купольных перекрытий, а следовательно, и иных планировочных решений. На их основе возникли новые типы мечетей, медресе, дворцов, городских и дорожных караван-сараев, складских помещений, странноприимных убежищ, опорные пункты для гарнизонов (рибаты). Эта архитектура проникала во все прилежащие области — от Испании до Синцзяна.