Архитектурный декор неотделим от архитектуры. Вместе с тем он опирался на прикладные искусства, с которыми его соединял прежде всего орнамент. Искусство украшения книги сохраняло вековые традиции, созданные архитектурой и архитектурным декором. Оно само питало эти виды искусства блестящим развитием художественных почерков (каллиграфия). Искусство изящного письма отвечало всему строю мышления, запечатленного в литературе и особенно в поэзии века. Каллиграфия породила целые корпорации мастеров крупнописцев, украшавших здания надписями. Искусство начертания растительных и геометрических арабесок стало неотделимо от других художественных ремесел.
Обозрение истории искусств в целом или отдельных его этапов, видов и жанров покоится на двух предпосылках: атрибуции художественных произведений (место, время, приемы изготовления) и определении его художественных достоинств (школа, стиль, развитие художественных образов и идей эпохи).
Анализ произведения искусства состоит в качественной оценке жанра, образа и стиля; общей предпосылкой при этом является историческая атрибуция памятника.
Трудности музейной атрибуции художественных памятников заключаются в том, что для ряда произведений прошлого даты даются с некоторым приближением. Известны случаи, когда в крупных собраниях атрибуция вещей меняется, по мере того как в свете новых открытий исследователи обращаются к ним вновь. К тому же имеются и расхождения между абсолютной датой анализируемого произведения искусства и датой художественного явления, которому эта вещь принадлежит. Даты эти не всегда совпадают.
История искусств народов Средней Азии Синтез искусств Средней Азии Искусство в веках Родоплеменное искусство скотоводческих племен Прикладные искусства. Орнамент Художественные изделия как произведения искусства Восточная античность как мусульманское искусство Искусство раннего средневековья как придаток религии Архитектурный декор Средняя Азия в круге цивилизаций Древнего Востока Архитектура Северной Бактрии Архитектурный декор Северной Бактрии Светское искусство и буддизм Античный Хорезм Поздняя античность — раннее средневековье Стиль «героического» декора Произведения среднеазиатской архитектуры Графические ритмы Два направления архитектурного декора Классические образцы архитектурного декора IX—X веков Блестящие творения архитектурного декора XI—XII веков Новый стиль восточного средневековья Декор Средней Азии домонгольской эпохи Этапы развития архитектуры и архитектурного декора Майолики и мозаики XIV века Значение архитектуры Средней Азии Среднеазиатская скульптура Пластические произведения ваятелей среднеазиатских земель Белокаменная капитель Султан-Уиздага (Хорезм) Cултан-уиздагская капитель Беломраморные статуи из Старой Нисы Родогуна — дочь аршакидского государя Митридата Искусство коропластики Среднеазиатское мифотворчество Среднеазиатские терракоты Раннеантичная скульптура Средней Азии Дворец в урочище Халчаян Халчаянские скульптуры Влияние буддизма на Бактрию Скульптуры «Зала царей» Кушанское искусство Буддийская монументальная скульптура Художественные традиции Айртамский фриз Произведения позднеантичной скульптуры