Прикладные искусства. Орнамент

Архитектурный декор неотделим от архитектуры. Вместе с тем он опирался на прикладные искусства, с которыми его соединял прежде всего орнамент. Искусство украшения книги сохраняло вековые традиции, созданные архитектурой и архитектурным декором. Оно само питало эти виды искусства блестящим развитием художественных почерков (каллиграфия). Искусство изящного письма отвечало всему строю мышления, запечатленного в литературе и особенно в поэзии века. Каллиграфия породила целые корпорации мастеров крупнописцев, украшавших здания надписями. Искусство начертания растительных и геометрических арабесок стало неотделимо от других художественных ремесел. Обозрение истории искусств в целом или отдельных его этапов, видов и жанров покоится на двух предпосылках: атрибуции художественных произведений (место, время, приемы изготовления) и определении его художественных достоинств (школа, стиль, развитие художественных образов и идей эпохи).
Анализ произведения искусства состоит в качественной оценке жанра, образа и стиля; общей предпосылкой при этом является историческая атрибуция памятника. Трудности музейной атрибуции художественных памятников заключаются в том, что для ряда произведений прошлого даты даются с некоторым приближением. Известны случаи, когда в крупных собраниях атрибуция вещей меняется, по мере того как в свете новых открытий исследователи обращаются к ним вновь. К тому же имеются и расхождения между абсолютной датой анализируемого произведения искусства и датой художественного явления, которому эта вещь принадлежит. Даты эти не всегда совпадают.