Скульптуры «Зала царей»

Статуи были объемны, но тыльная сторона их обрабатывалась вчерне, так как располагались они почти вплотную к стене. Скульптура необычна по технике исполнения. Основной массив делался из глины с каркасом из тонких деревянных стержней, на глину накладывалась грубоватая, редкого плетения ткань, а поверх в два-три слоя наносился гипс с пластической моделировкой его верхнего слоя и раскраской поверхности. Лица Будды и некоторых второстепенных персонажей выполнялись посредством матриц, формочками оттискивались также пальцы рук, локоны, украшения на одеждах. Но преобладает все же индивидуальная лепка лиц.

Наиболее выразительны в дальверзинской скульптуре участники сцены из «Зала царей». В числе их были представители кушанского дома — в высоких, заостренных шапках, украшенных драгоценными камнями, и богатых одеяниях, покрытых накладными украшениями. Особенно хорош юный принц — лицо его прекрасно, горделиво, исполнено привычного, с детских лет воспитанного достоинства и аристократизма; это уже не диковатый скиф, как в Халчаяне, но отпрыск утонченной генерации многих поколений. Своеобразна женщина из царского же, видимо, дома, с продолговатым лицом и несколько тяжелыми его чертами, в повязке, украшенной драгоценностями, на голове и с оригинальной укладкой волос, образующих своенравные завитки на щеках. Изображение одного из вельмож дошло почти без утрат. Одет он в характерный кушанский костюм, лицо исполнено отрешенности, по-видимому, отвечающей настроению человека, погруженного в молитву. Водолей Термез. Известняк. I—II Будда и монахи. Фаяз-тепе в Старо. Термезе. Мраморо-видный известняк. II в. Дэват. Далъверзин-тепе. Гипс с окраской. I в. Дэват. Далъверзин-тепе. Гипс с окраской. I в.