Буддийская монументальная скульптура

Во II—III веках в кушанских владениях по Амударье прочно закрепляется буддизм, о чем свидетельствуют большие и малые ступа, наземные и пещерные монастыри и святилища в Старом Термезе (Зурмала, Кара-тепе, Фаяз-тепе) и в Айртаме, находки буддийских терракотовых статуэток и образков на городищах Барат-тепе, Караул-тепе, Ак-тепе (фигурка актепинского бодисатвы является керамическим браком — неопровержимое свидельство местного ее изготовления).

Буддийская монументальная скульптура ныне представлена ядом памятников кушанской эпохи пз Северной Бактрии. В них преимущественно запечатлены традиционные пластические обрати, сложившиеся в первоначальных областях формирования буддийской скульптуры, — Гандхаре (северо-западная Индия — Пакистан). Рельеф из Фаяз-тепе (Старый Термез) — это законченная изобразительная схема: в овальной нише — восседающий Будда, по обе стороны которого расположены два обращенных к нему монаха. Вся триада в канонических позициях — Будда в позе размышления под священной смоковницей, монахи — в молитвенных позах, с выражением благостного смирения. Но есть в этом горельефе черты, отличающие его от гандхарских, да и многих других произведений кушано-бактрийского ваяния, заполняющих мировые коллекции. Это материал — белый мраморовидный известняк, которым так богаты хребты у правобережья Амударьи (а не черный или зеленовато-серый шифер, как в Гандхаре, либо красный песчаник, как в Матхуре). Это сравнительно редкий прием размещения композиции в аркообразном блоке, представлявшем род переносной скульптурной иконы. Это сочетание — Будда с двумя монахами, в то время, как обычно, если по одну сторону от него стоит монах, то по другую — донатор или донатриса. В целом же фаязтепинский горельеф не выходит из рамок канона, лишь слегка видоизменяя его. Музыканты. Айртам. Мраморовидный известняк. II в.