Во II—III веках в кушанских владениях по Амударье прочно закрепляется буддизм, о чем свидетельствуют большие и малые ступа, наземные и пещерные монастыри и святилища в Старом Термезе (Зурмала, Кара-тепе, Фаяз-тепе) и в Айртаме, находки буддийских терракотовых статуэток и образков на городищах Барат-тепе, Караул-тепе, Ак-тепе (фигурка актепинского бодисатвы является керамическим браком — неопровержимое свидельство местного ее изготовления).
Буддийская монументальная скульптура ныне представлена ядом памятников кушанской эпохи пз Северной Бактрии. В них преимущественно запечатлены традиционные пластические обрати, сложившиеся в первоначальных областях формирования буддийской скульптуры, — Гандхаре (северо-западная Индия — Пакистан). Рельеф из Фаяз-тепе (Старый Термез) — это законченная изобразительная схема: в овальной нише — восседающий Будда, по обе стороны которого расположены два обращенных к нему монаха. Вся триада в канонических позициях — Будда в позе размышления под священной смоковницей, монахи — в молитвенных позах, с выражением благостного смирения. Но есть в этом горельефе черты, отличающие его от гандхарских, да и многих других произведений кушано-бактрийского ваяния, заполняющих мировые коллекции. Это материал — белый мраморовидный известняк, которым так богаты хребты у правобережья Амударьи (а не черный или зеленовато-серый шифер, как в Гандхаре, либо красный песчаник, как в Матхуре). Это сравнительно редкий прием размещения композиции в аркообразном блоке, представлявшем род переносной скульптурной иконы. Это сочетание — Будда с двумя монахами, в то время, как обычно, если по одну сторону от него стоит монах, то по другую — донатор или донатриса. В целом же фаязтепинский горельеф не выходит из рамок канона, лишь слегка видоизменяя его. Музыканты. Айртам. Мраморовидный известняк. II в.
История искусств народов Средней Азии Синтез искусств Средней Азии Искусство в веках Родоплеменное искусство скотоводческих племен Прикладные искусства. Орнамент Художественные изделия как произведения искусства Восточная античность как мусульманское искусство Искусство раннего средневековья как придаток религии Архитектурный декор Средняя Азия в круге цивилизаций Древнего Востока Архитектура Северной Бактрии Архитектурный декор Северной Бактрии Светское искусство и буддизм Античный Хорезм Поздняя античность — раннее средневековье Стиль «героического» декора Произведения среднеазиатской архитектуры Графические ритмы Два направления архитектурного декора Классические образцы архитектурного декора IX—X веков Блестящие творения архитектурного декора XI—XII веков Новый стиль восточного средневековья Декор Средней Азии домонгольской эпохи Этапы развития архитектуры и архитектурного декора Майолики и мозаики XIV века Значение архитектуры Средней Азии Среднеазиатская скульптура Пластические произведения ваятелей среднеазиатских земель Белокаменная капитель Султан-Уиздага (Хорезм) Cултан-уиздагская капитель Беломраморные статуи из Старой Нисы Родогуна — дочь аршакидского государя Митридата Искусство коропластики Среднеазиатское мифотворчество Среднеазиатские терракоты Раннеантичная скульптура Средней Азии Дворец в урочище Халчаян Халчаянские скульптуры Влияние буддизма на Бактрию Скульптуры «Зала царей» Кушанское искусство Буддийская монументальная скульптура Художественные традиции Айртамский фриз Произведения позднеантичной скульптуры