Халчаянские скульптуры

В северной композиции также был представлен восседающий иа троне правитель, по обе стороны которого стояли его сородичи и сподвижники из рода Герая. В южной части зала развертывалась динамичная сцена, где группа лучников-гераичей и бактрийских тяжеловооруженных воинов мчалась на конях, распластанных в позе «летящего галопа».

Поверху стен тянулся малый фриз с эллинистическим в своей основе мотивом. Здесь изображены девочки-танцовщицы, ряженые, скоморохи и нагие мальчуганы, несущие тяжелые гирлянды, в которых размещены более крупные полуфигуры музыкантов, сатиров, скоморохов. Фигурки гирляндоносцев переданы в сложных поворотах и во встречно направленных движениях. Все эти персонажи входят в тот сюжетный круг, который именуется дионисийским и который имел в античное время очень широкое распространение не только в средиземноморском мире, но и на Среднем Востоке. Образы халчаянского фриза пронизаны духом эллинизма, но прямых повторов в греко-римском искусстве они не имеют, являя своеобразное преломление вакхической темы на бактрийской почве.

Совершенно неповторимы изображения статуй главного скульптурного цикла. Общее содержание его — триумф молодой, восходящей на арене истории власти, переданный через мотивы царского величия, государственной мощи, воинской доблести, торжества над врагами, божественного благоволения и ликующего празднества. Образы царя и его сородичей, знатных всадников и участников царских приемов глубоко индивидуальны и несомненно портретны. Это галерея живых личностей, наделенных характерами и чувствами. Одухотворенность пластической формы, присущая халчаянской скульптуре, отображает чисто античные воззрения на задачи и принципы ваяния и какой-то особый, присущий, очевидно, бактрийско-кушанской среде взгляд на идеал человеческой красоты.

Скульптура Халчаяна — плод высокоразвитой культуры бактрийских городов, но ее главные герои — это представители той скифо-азиатской среды, к которой принадлежали Кушаны. Мужественность, энергия, упоение силой пронизывают основные сцены. Экспрессия скифского искусства и психологическая глубина бактрийского искусства формируют здесь неповторимый сплав. Маргианская богиня. Мере. Терракота. I в. до и. э. — I в. н. э. Голова малъчика-гирляндоносца. Халчаяр. Глина с окраской. Рубеж к. э. Сатир. Халчаян. Глина с окраской. Рубеж к. э.