В северной композиции также был представлен восседающий иа троне правитель, по обе стороны которого стояли его сородичи и сподвижники из рода Герая. В южной части зала развертывалась динамичная сцена, где группа лучников-гераичей и бактрийских тяжеловооруженных воинов мчалась на конях, распластанных в позе «летящего галопа».
Поверху стен тянулся малый фриз с эллинистическим в своей основе мотивом. Здесь изображены девочки-танцовщицы, ряженые, скоморохи и нагие мальчуганы, несущие тяжелые гирлянды, в которых размещены более крупные полуфигуры музыкантов, сатиров, скоморохов. Фигурки гирляндоносцев переданы в сложных поворотах и во встречно направленных движениях. Все эти персонажи входят в тот сюжетный круг, который именуется дионисийским и который имел в античное время очень широкое распространение не только в средиземноморском мире, но и на Среднем Востоке. Образы халчаянского фриза пронизаны духом эллинизма, но прямых повторов в греко-римском искусстве они не имеют, являя своеобразное преломление вакхической темы на бактрийской почве.
Совершенно неповторимы изображения статуй главного скульптурного цикла. Общее содержание его — триумф молодой, восходящей на арене истории власти, переданный через мотивы царского величия, государственной мощи, воинской доблести, торжества над врагами, божественного благоволения и ликующего празднества. Образы царя и его сородичей, знатных всадников и участников царских приемов глубоко индивидуальны и несомненно портретны. Это галерея живых личностей, наделенных характерами и чувствами. Одухотворенность пластической формы, присущая халчаянской скульптуре, отображает чисто античные воззрения на задачи и принципы ваяния и какой-то особый, присущий, очевидно, бактрийско-кушанской среде взгляд на идеал человеческой красоты.
Скульптура Халчаяна — плод высокоразвитой культуры бактрийских городов, но ее главные герои — это представители той скифо-азиатской среды, к которой принадлежали Кушаны. Мужественность, энергия, упоение силой пронизывают основные сцены. Экспрессия скифского искусства и психологическая глубина бактрийского искусства формируют здесь неповторимый сплав. Маргианская богиня. Мере. Терракота. I в. до и. э. — I в. н. э. Голова малъчика-гирляндоносца. Халчаяр. Глина с окраской. Рубеж к. э. Сатир. Халчаян. Глина с окраской. Рубеж к. э.История искусств народов Средней Азии Синтез искусств Средней Азии Искусство в веках Родоплеменное искусство скотоводческих племен Прикладные искусства. Орнамент Художественные изделия как произведения искусства Восточная античность как мусульманское искусство Искусство раннего средневековья как придаток религии Архитектурный декор Средняя Азия в круге цивилизаций Древнего Востока Архитектура Северной Бактрии Архитектурный декор Северной Бактрии Светское искусство и буддизм Античный Хорезм Поздняя античность — раннее средневековье Стиль «героического» декора Произведения среднеазиатской архитектуры Графические ритмы Два направления архитектурного декора Классические образцы архитектурного декора IX—X веков Блестящие творения архитектурного декора XI—XII веков Новый стиль восточного средневековья Декор Средней Азии домонгольской эпохи Этапы развития архитектуры и архитектурного декора Майолики и мозаики XIV века Значение архитектуры Средней Азии Среднеазиатская скульптура Пластические произведения ваятелей среднеазиатских земель Белокаменная капитель Султан-Уиздага (Хорезм) Cултан-уиздагская капитель Беломраморные статуи из Старой Нисы Родогуна — дочь аршакидского государя Митридата Искусство коропластики Среднеазиатское мифотворчество Среднеазиатские терракоты Раннеантичная скульптура Средней Азии Дворец в урочище Халчаян Халчаянские скульптуры Влияние буддизма на Бактрию Скульптуры «Зала царей» Кушанское искусство Буддийская монументальная скульптура Художественные традиции Айртамский фриз Произведения позднеантичной скульптуры