Естественное и неестественное

Это поразительное равнодушие современных дикарей Спенсер объясняет незнакомством дикарей с тем, что такое естественное явление. Дикари с детства приучаются видеть в окружающих явлениях нечто неотвратимое, а так как они не имеют идеи об естественном, то ничего не кажется им и неестественным, ничего не кажется чудесным. Их мышление как в пространстве, так и во времени замкнуто в круг предметов, имеющих к ним непосредственное отношение. В другом месте Спенсер замечает, что дикарь, как относительно пространства, так и относительно времени, думает лишь о настоящем, но никогда не «обобщает».
Эта ограниченность сферы мышления и ограниченность умственных сил, являющияся последствием отсуствия упражнения мысли, привели к тому, что иные наблюдатели вообще отказывают дикарям и в памяти, и в фантазии. Так напр., Миуртон , основываясь на своих наблюдениях над восточными африканцами, считает характерным признаком дикарей отсутствие памяти и фантазии. Их ум работает, исключительно, над предметами, которые они могут слышать, видеть, осязать, их мысль способна заниматься исключительно данным мгновением. Вполне согласно с этим Бекер, исследовавший область Альберт Нюанца, характеризует черных ее жителей. Их мысль целиком поглощена повседневными заботами, как у животных. Они не чувствуют никакого интереса к своему прошлому, к своей истории. К ним замечание, сделанное нами выше относительно эскимоса, применимо с теми же самыми ограничениями. Как ни чужды им всякие спекуляции о природе, о предметах, далеких от их забот, все же их мысль работает; большое неплодородие их земли наводит их на известные размышления, незнакомые африканцу. Только это неплодородие земли и занимает их мысль. Их знаток Кранц замечает: «Они размышляют только над занятиями, необходимыми для поддержания их существования, о том же, что не находится в непосредственной связи с этим, они вовсе не думают».