Единообразие в развитии человеческой культуры

Вследствие единообразия в развитии человеческой культуры, — единообразия, обуславливаемого единством первичных побуждений и единством законов мышления (несмотря на различие в результатах мышления), классификация по важнейшим факторам культурного развития более бы соответствовала прагматической истории культуры.
Этому последнему методу мы отдаем преимущество перед всеми вышеупомянутыми, пользующимися наибольшим распространением.
Если мы говорим о первобытном состоянии человека, то зтому выражению надо придавать тот смысл, что в этот период одинаково спали все влечения и способности человека. Вследствие неопределенности зтого выражения нельзя установить, когда начался и когда окончился зтот первобытный период. Мы употребляем последнее выражение,с одной стороны, потому, что, углубляясь в историю культуры и перейдя известную границу, мы вступаем в область спорных догадок и, с другой стороны, для того, чтобы охарактеризовать тот ничтожный комплекс культурного творчества человека, который мы, в противоположность культурному состоянию, называем сравнительною бескультурностью и принимаем за исходный пункт культурного развития человечества. Но никакой абсолютной границы между первобытным и культурным периодами для историка культуры не существует. Все, что, хотя бы в ничтожной степени, подняло человека над его первобытною ограниченностью, уже есть частица культуры, и мы, наследники ряда предыдущих поколений, не в праве отказывать первым и труднейшим шагам по пути культурного развития в чести носить имя культуры.
Основным побуждением, господствующим во всей истории культуры, является забота о поддержании жизни (Lebensfursorge). В ней сливаются и в ней же дифференцируются животный и человеческий элементы, в ней сказывается и зоологический инстинкт, но она отмечена уже и печатью человечности, забота о поддержании жизни по-своему соединяет и разъединяет обе области органического мира — царство человека и царство зоологическое.