Развитие понятия о собственности

Это явление объясняется, с одной стороны, слабым развитием понятия о собственности, но порочным оно является лишь с нашей точки зрения. Порочным и неприятным оно кажется только нам, так как путешественникн указывают всегда, что дикари, так бесстыдно выпрашивающие, в такой же степени готовы давать всякому. Задерживающий иистинкт в этом направлении не мог развиться, так как для дикарей подобное выпрашиваиие у других и отдавание своего не представляет ничего позорного и неприятного. Если в отдельных случаях этот инстинкт и проявлялся, то все-таки он не попал под процес подбора и унаследования, как не приносящий ни пользы, ни удовольствия. Всех, не следовавших этому общераспространенному у дикарей обычаю, вследствие отсутствия ли нужды брать, или готовности давать, считали совершающими преступление против общества.
Эти явления стали порочными лишь тогда, когда зародился позднейший, общественныий инстинкт; их стали считать пороком и общественным злом лишь тогда, когда стали на точку зрения обладателя просимых и самоволноо присваиваемых вещей, когда начали выше ценить эти вещи. Подобная же точка зрения вырабатывалась лишь параллельно с развитием заботы о поддержании жизии Эта забота, создавшая иа низшей ступени культуры первичный ннстинкт, служащий для удовлетворения потребности в самосохранении, позднее положила на этот инстинкт узду, оказавшую полезное влияние на только складывавшееся общество. Подобное изменение не явилось результатом рассудочного мышления какого-либо лица: постоянно повторявшиеся случаи обогатили опыт всех, а постоянно повторяющаяся полезная практика породила обычай. Раздумие перед тем, как присвоить себе чужую вещь, могло возникнуть только тогда, когда это присвоение все чаще сталкивалось с предметами охраняемой собственности, а стыд пред присвоевием чужих вещей мог сделаться благодетельным ннстинктом только после того, как присвоение все чаще и чаще стало влечь за собою неприятные последствия. Чувство стыда перед выпрашиванием, кажущимся нам теперь таким естественным, благодаря тому, что оно обратилось в инстинкт, исходит от начавшейся с известной ступени развития убыли нашей готовностн отдавать свое другим, так как только не удовлетворенная просьба может сопровождаться последствиями отрицательными, с общественвой точки зрения.