Выработка непосредственной, общественной заботы о поддержании жизни

Проследив расширение заботы о существованин во времени, мы должны, для пополнения картины, обратиться к происходившему одновременно пространственному расширению этой заботы, к выработке непосредственной, общественной заботы о поддержании жизни.
Связующим звеном между этими двумя путями развития заботы о существованиии является пользование огнем. Тудно преувеличить значение этого прогресса. Он сделал доступной для расселения человека ту область, в которой человек мог поддерживать свое существование только путем неусыпной заботы о поддержании жизни и этим создал самую суровую, но зато и самую пдодотворную школу развития человеческого ума. Изобретение орудий, употребление огня и развитие языка послужили тремя величайшими шагами, удалившими человека от первобытного родового союза.
Употребление огня могущественно содействовало расширению заботы о существовании за пределы собственной личности, язык же послужил орудием и оружием для общественной заботы о поддержании существования.
Общественные инстинкты человека трудно вывести из зоологических инстинктов животных. Легко убедиться в том, что человеческий инстинкт не необходимо присутствует в животном инстинкте, достигшем высшей степени развития. Общественные инстинкты, характеризующие, напр., некоторые порядки насекомых, завершают у этих насекомых свое развитие, не продолжая развиваться в каком-либо высшем порядке животных.
И человек ничего не получает в наследие от этих инстинктов. Даже моногамический строй самых примитивных общественных групп, находимых нами у некоторых высших животных, не характеризует общественного строя первобытного человека. Исключение составляет только материнская любовь, которая была свойственна человеку с самого начала. Все же остальное было порождено прогрессирующей заботой о существовании.
Забота о поддержании жизни иногда вступала в борьбу с материнскою любовью, — единственным первичным созидающим инстинктом, не связанным с заботою о поддержании своей жизни, тысячи случаев показали человеку всю недостижимость стремлений, не связанных с заботой о поддержании жизни.