Жрец гораздо раньше, и гораздо дольше был охранителем старого, чем учителем нового

Персидская и индусская истории рассказывают об эпохе, когда общим нравственным законом пользовались, как историческим законодательным фактом, и хотя они относят это далеко в первобытную эпоху, но однако и к сынам позднейшего времени часто прикладывают масштаб, выработанный в более раннее время. Если происшедший переворот в нравственных суждениях, отнести, исключительно, на счет вмешательства жречества, то надо будет вспомнить, что чрезвычайно влиятельный в культурно-историческом отношении институт жречества был самым тесным образом связан со всем ходом этого развития, и что в представительстве жречеством партийной точки зрения отнюдь не было ничего случайного: жрец гораздо раньше, и гораздо дольше был охранителем старого, чем учителем нового.
Здесь мы хотим лишь показать, что в заботе о поддержании жизни и именно в ее высшей социальной форме надо искать исходную точку зрения и того явления, которое, в конце концов, по-видимому, совершенно оторвалось от своей первоначальной почвы н унеслось в область внечеловеческого.
Так как жречеству, постепенно образовавшемуся, благодаря разделению труда,выпала забота о культе, то все прпбегавшие к услугам жречества отдавали ему все жертвы, предназначаемые для культа.