Побуждение к поддержанию жизни впервые сплотило людей в союзы

Побуждение к поддержанию жизни впервые сплотило людей в союзы, и если, в конце концов, пали преграды, отделявшие один народ от другого, и, по крайней мере, в идеале было признано братство народов, то этим мы обязаны постепенному пространственному расширению заботы о поддержании жизни.
Даже все великие идеальные задачи человечества, лежащие, повидимому, совершенно вне области этой заботы и чуждые всякого эгоизма, даже и они - какими бы причудливыми разветвлениями ни казались они на древе человеческой жизни — питают свои корни все из той же почвы. Не трудно было бы показать, что в этой же подпочве лежат корни правовых положений, правовых основ. В фазах эволюции права находили свое выражение различные ступени развития социальной заботы о поддержании жизни, различные пути, которыми шло это развитие, в нравственном же законе, повидимому, выразилось самосознание человека, достигнутое после многих заблуждений. Нравственный закон охватывает и накопленный в нравственных инстинктах оных прошедшего, и желания будущего.
Законы, относящиеся к более ранней эпохе, в роде нашего «народного права», если даже и могут быть пришисаны огдельному лицу, являются все-таки лишь кодификацией задолго до того действовавших положений, которые можно бы назвать обычным правом. Практические мотивы направили заботу о поддержании жизни на этот путь; рассудок контролировал опыт, а постоятно повторявшаяся практика полезного запечатлелась в памяти поколений, как право.
По удачному выражению библии, хорошими законами являются те, «которые управляют нашей жизнью». История тысячу раз делала попытки в противоположном направлении, и исчезнувшие племена свидетельствуют о тех законах, которые не могут поддержать жизнь.
Только на на поздних ступепях культуры начинается рассудочная деятельность в области законодательства, деятельность, уже оперирующая абстрактными представлениями, заранее обсуждающая последствия поступков и на основании этого обсуждения работающая над будущим. Достоинство и прочность создаваемого им зависит от обширности материала, которым располагает разум.