Степень культурного развития и лингвистика

В этом отношении мы еще теперь в различных слоях нашего народа можем наблюдать различие в степени культурного развития в зависимости от того, насколько они развиты в лингвистическом и умственном отношении. Часть народа еще и теперь употребляет с полною невинностью самые запретные слова, и не потому, что у нее вообще в меньшей степени развит инстинкт стыда, а вследствие того, что подобные слова вызывают у них не вполне живые образы, и плохо очерченные представления, которые не достаточно выразительно заставляют говорить инстинкт стыда.
Еще существуют дикари, совершенно лишенные чувства стыда по отношению к обнаженности тела.
На Таити, столетие тому назад, самые интимные сношения полов совершались публично; у негров же уже существовал священный нравственный закон, повелевающий, чтобы единственным свидетелем этих сношений была кровля дома, всякое сношение полов вне кровли дома считалось нечестивым. Покрывание тела из чувства стыда возникло только с возникновением культуры, но не чувство стыда послужило первым стимулом к употреблению одежды. В значительной степени свойственное дикарям чувство тщеслания тоже представляет частицу, хотя и изолированную, заботы о поддержании существования. Дикарь хочет выдвинуться, представлять что-либо своею личностью, и именно в этой форме заботы о существовании выражаются его первые стремления к высшей культуре. Средством для этого служат различные украшения, по мере возможности, прикрепляемые к телу. Как только научились пользоваться жилами в качестве веревок, главным носителем драгоценностей сделался пояс из жил. Пояс служил самым обычным носителем украшений, и если кто-либо не имел совершенно никакого украшения, то все-таки его сочли бы до неприличия бедным, если бы он не привесил к своему поясу хотя какого-либо предмета, который болтался у его бедр и, в особенности, меж ног.