Дикарь признавал в сокровищнице своего опыта лишь единственную категорию невидимо действующих причин - действие невидимых душ

Будучи совершенно незнаком с физическими причинами явлений, дикарь признавал в сокровищнице своего опыта лишь единственную категорию невидимо действующих причин: это те, ставшие невидимыми, души, отделение которых от тела он сам видел, это духи по аналогии с этими душами. Дикарь обязан заботиться об их дальнейшем существовании; они постоянно напоминают ему об этом, выражая свой гнев при всяком невнимании к ним; они мучают его болями, насылают на него болезни, молнию и град. Все подобные явления дикарь объясняет, исключительно, с точки зрения упомянутых представлений — его небольшой запас представлений не позволяет ему сделать другой вывод. Возникает тот, часто наблюдаемый у дикарей не определенный, но очень легко вызываемый известными явлениями страх, который должен быть рассматриваем, как зародыш «совести» и, вследствие того, что его происхождение связано с представлением о нарушении обязанностей.
Эта генетическая связь существует еще и на высшей ступени культуры, в чем мы можем убедиться из того, что там и сям у народа гроза вызывает беспокойство совести. Путь развития этих представлений необычайно длинен; он ведет от грубых представлений о мести оскорбленных невниманием духов к суду Божьему -от этого мира к тому миру, с соответствующим удлинением срока наказания - от понятия человеческой «справедливости», заключающейся в отправлении обязанностей культа, обусловленных условиями тогдашней жизни, к человеческой справедливости, в понятие которой уже входят определенные обязанности, возлагаемые нравственкым законом. Таким путем и возникла та санкция нравственого закона, которая, являясь созданием человека, сумела в то же время ввести сверхчувственный принцип в ряд факторов истории культуры. Как ни кажется нашему чувству первичной связь между божественной санкцией и нравственным законом, однако распостранения этой санкции на всю область нравственного закона относится к довольно поздней ступени культуры. Об этом нам живо напоминают древние хроники, в которых люди с нравственными недостатками выставлялись, как образцы «праведного» поведения перед Богом и как награжденные благословением Божьим. В то время благословления и проклятия сперва направлялись лишь на действия культа, только эти действия могли сделать человека «нравственным» или «неправедным» перед Богом.