В душе первобытного человека, природный рассудок которого лишь начал вырабатывать неразвитую речь, жили и боролись два человека

Таким образом уже в душе первобытного человека, природный рассудок которого лишь начал вырабатывать неразвитую речь, жили и боролись два человека, продукты двух различных эпох; жили и боролись, как говорит Платон, «две души». Это были два рода унаследованных побуждений, возникшие в различные периоды развития заботы о существовании; это различие во времени происхождения сохранилось в различии их влияния на человека. На самой низшей степени развития организмов, для поддержания существования полезнее всего было, если за побуждением к принятию пищи, к размножению тотчас же следовала соответствующая деятельность двигательных нервов. И даже человеку не чуждо это свойство. У ребенка приближение времени кормления без всякого вмешательства сознания вызывает вполне целесообразные движения, и Платон называет половое чувство животным, живущим в человеке, настолько самостоятельной казалась ему его деятельность, не подчиняющаяся влиянию «верховных дуит»; настолько, казалось, преобладало здесь влияние инстинкта, унаследованпаго из эпохи первичной заботы о сохранении вида.
Позднее, и в, отдельных случаях все более стала сказываться нецелесообразность неограниченного господства этих первичных инстинктов заботы о поддержании существования, рассудочная деятельность ставила, как в упомянутом выше случае с ударом, известные пределы действию инстинктов; все, что наполняло сознание всех индивидуумов, превратилось для отдельного человека в инстинкт нового рода, — первичные инстинкты осложнились вторичными: — предосторожностью, застенчивостью, стыдом.
Преобладающее значение того или другого из этих инстинктов в жизни народа зависит от степени развития заботы о существовании и служит мерилом культурного развития этого народа. Первичный инстинкт можно назвать природным; вторичный же инстинкт мог возникнуть только под влиянием общественных условий; и только при этих условиях он целесообразен и возможен. У всех народов этот позднейший инстинкт развился лишь постольку, поскольку у них забота о существовании приобрела общественный характер.