Всемирная история и система обозрения относящихся ней явлений

Так как всемирная история не может познакомить с подобной подготовительной работой, то нам остается система обозрения всех относящихся сюда явлений и система взаимных пополнений. Если мы у одного народа находим какой-либо факт, существовавший у него в доисторическое время, и если мы видим, что подобный же факт явился у другого народа результатом действия поддающихся определению факторов, то мы должны приписать действию этих факторов и возникновение первого доисторического факта.
Руководящее воззрение, вырабатываемое при подобном исследовании, дает нам, благодаря своему всепроникающему единству, уверенность в том, что мы не ошиблись, допустив в принципе применение умозаключения. В конце концов, обнаруживается, что при всех разнообразиях, отмечаемых историей какого-либо человеческого инистинкта или какого-либо влиятельного обычая, в основе всегда действовал один и тот принцип, который мы уже достаточно часто отмечали, как «заботу о поддержании жизни». Она выступает в самых различных формах, благодаря тому, что в нее постоянно входят новые элементы, и, постоянно совершая процесс созидания, она становится все в новые условия.
На низшей ступени культурного развития забота о поддержании существования характеризуется большим ограничением ее как в пространствиь, так и во времени. Во времени она не выходит за предел минутных потребностей; в пространстве — если оставим в стороне материнский инстинкт — оно ограничивается лишь одной личностью. С удовлетворением естестненных влечений, она перестает действоват. Чрезвычайное напряжение сил к которому способен, под давлением нужды, человек этого периода развития, делало ненужной предусмотрительную заботу; забота о будущем была для него нестерпима; за удовлетворением потребностей следовал ленивый отдых. Под воздействием этой временами страшно интенсивной и постояишо изменяющейся заботы развивались чувства и способности первобытного человека. Изучение всех описаний характера дикарей обнаруживает между этими характерами такое же совпадеиие, которое существует между причиной и следствием. Характерной чертой этих людей является их неприятный эгоизм, если он не смягчаегся их беспечностью; в дикаре соединяется холодный эгоизм с радушною услужливостью.