Половая стыдливость

И чувство половой стыдливости является тоже позднейшим инстинктом. На первых ступенях культуры для сохранения внда благодетельное значение имело возможно более развитие половых влечений. Чем тоньше обострялся ум для восприятий, чем интенсивнее и непосредственнее за впечатлениями следовали побуждения: тем меншее забот было матери - природе о поддержании дальнейшего существования своих созданий.
У первобытных людей интенсивность полового чувства необычайно велика; они преследуют свою половую цель, не обращая внимания на величайшие опасности, угрожающие им. На высших ступенях культуры ингенсивность полового инстинкта не только не уменьшается, но даже увеличивается по своей импульсивностн. К впечатлениям чувств, устранявшим у животных и первобытного человека соответствующие рефлекторные явления (как мы можем назвать их, по крайней мере, по аналогии), на более высокой ступени развития присоединилась произвольная н непроизвольная работа памяти и влияние более развитой силы воображения. И сдерживающий инстинкт становился все более необходимым по мере того, как у человека на почве общественной жизни вырабатывалась более широкая забота о существовании.
Подобным сдерживаюицим инстинктом на низших ступенях культуры человечество не могло обладать. Библия, служившая главнейшим источником истории древней культуры, рисует еще то первобытное состояние, когда люди не обладали чувством полового стыда, и отмечает это явление, как характернейшую черту древнего времени. Половой стыд образовался только тогда, когда в этой области стали различать — принимая при этом во внимание интересы общества, должны мы прибавить - «хорошие» и «дурные» поступки. В эпоху, к которой принадлежат библейские сказания, все относящиеся сюда факты не трудно было восстановить по еще сохранившимся следам более древней культуры. Но и мы можем это сделать, если так сказать пространственно приблизимся к отошедшему в глубь веков первобытному состоянию, т.е. обратимся к современным дикарям. Чувство стыда и продиктованное инстинктом запрещение провокации чуждо еще многим дикарям, но зато у этих дикарей многое, кажущееся вам провокацией, на самом деле, не носит характера провокации, могущей существовать только при способноетн ума к комбинациям и представлениям.
Так, согласно библии, существовал период, когда многие факты были подчинены запретительному закону стыда, но этот закон еще не распространялся на слова, вполне недвусмысленно обозначавшие эти факты.