Свободная воля, и субъективная ответственность личности

Так как оба эти инстинкта, в их соотносительном значении, врождены у человека, развивались затем лишь под воздействием жизни, без субъективного участия самого человека, то здесь воля человека является связанной. И третей ступенью разумного мышления мы считаем ту, когда человек сознательно подчиняет ограничивающий вторичный инстинкт закону причины и следствия. Здесь, как нам кажется, может действовать свободная воля, и субъективная ответственность личности выступает, как только мы начинаем считать, что социальная забота о поддержании жизни пробует, чтобы внутри общества на личности лежала обязанность, по мере сил, принимать самой участие в прогрессе от инстинктивной жизни к разумному мышлению. В этом отношенин мы согласны с древней философией Сократа — которую так ложно понимают, — превращавшей добродетель — понятие которой мы в общем можем сопоставить с нашим понятем нравственности — в «знание». В противоположность воззрению, считающему с нравственной точки зрения безразличнымыми знание и связанную с его приобретением формальную непособность мышления, которое важнее знания самого по себе, и в противоположность воззрению, видящему в умственной ограниченности лучшую почву для сеения нравственности, мы считаем невежество и связанную с ним неспособность к мышлению грехом по отношению к обществу и препятствием нравственному прогрессу. Общество везде санкционировало воззрение, где узаконено обязательное школьное обучение. Но школьное образование не должно считать единственным полезным для общества знанием.
Но как бы велико ни было влияние, оказанное сознательным рассудочным мышлением на развитие нравственности, все же нельзя утверждать, что оно создало тот инстинкт, который мы называем «совестью», и в котором видим самую могущественную опору для практически осуществляемой нравственностн. Уже одна хронология опровергает это утверждение. Наше собственное сознание заставляет нас предположить, что нравственный принцип, под влиянием рассудочного мышления, создал тот инстинкт этического, родственного с эстетическим, удовольствия.