Примитивные представления о душе

Сила представления зависит не от его точности, а от его живости и от степени его распространения. Вера в силу «правды» опирается на убеждение в том, что в борьбе представлений наиболее верные будут и наиболее распространенными. Но поперек дороги верности представлений победоносно становится большая живость их, живость же обладают не более сложные представления, а те, которые могут быть составлены каждым субъектом путем самого элементарного мышления. А к такому именно роду и относились основные представления культа. Так как характеристической чертой человека является то, что он свои собственные представления пристегивает, точно силы природы, к колесам своего социального прогресса, и так как далее исторически никакая другая движущая сила подобного рода по своему значению не может быть даже приблизительно сравниваема с религиозными представлениями, то вполне основательно считают, что признак религиозности отличает человека от всех прочих существ земного шара.
Едва ли кто-либо верно оценил, в чем заключается сущность преобладающего влияния религии не только в истории культуры, но и в т. н. политической истории.
Так, напр., нам кажется, что Ф. Гельвальд умаляет или недостаточно точно характеризует сущность исторической религии, когда считает, что она была создана стремлением человека «идеализировать» все, а с другой стороны он, конечно, слишком переоценивает необходимость ее повсеместного распространения, когда выводит главнейшие представления первобытной религии из случайных явлений, а понятие о душе — из открытия огня. С заботой о поддержании жизни первобытная религия культа связана двояким образом. Вызванное явлениями смерти примитивное представление о душе привело к представлению о дальнейшей жизни души по выходе ее из тела. Представление об этой дальнейшей жизни души вызвало у человека стремление настолько распространить свои заботы и на ту жизнь, насколько была тогда развита первичная забота о поддержании земного существования.
Египетская история и средние века нашей истории свидетельствуют о том, какое чрезвычайное влияние, обусловливавшее всю экономическую жизнь, какое значение на низшей ступени развития религиозных представлений имело это распространение заботы о поддержании существования и на посмертную жизнь человека.
Стремление сохранить душу и после смерти сделалось для потомков предписанием и обязанностью, первой обязанностью, лежавшей на человеке при всех обстоятельствах его жизни и никогда не подымавшей с человека своей тяжелой руки, раз этот человек достиг известной ступенн прочной общественной органиизации. Последнее условие уже включает в себе то, что Каспари выставил как главную основу религиозного развития. Эта первая, связавшая человека, обязанность вызвала у дикаря крайнее, инстинктивное чувство зависимости, которое в своем изменении подготовило чувство обязанности, выразившееся в чувстве совести.