Самые первичные естественные побуждения - забота о поддержании существования

Из описаний дикарей мы знаем, что у них первые отвлеченные воззрения, связываются с их «я», с их душою; и, исходя из видимых различий между жизнью и смертью, они ставят вопросы, - является ли воздух, влага или теплота тём, с исчезновением чего прекращается наше дыхание, а с дыханием вылетает и душа, является ли один, и какой именно, из этих элементов материей душы?
Этими проблемами в молодости занимался и Сократ прежде, чем посвятить себя нравственно-социальным вопросам. Подобными проблемами занималась именно досократовская философия.
Если первоначальная причина всех явлений есть душа, то этим уже устраняется вопрос, различный ответ на который разделял философов Греции в ее доисторическую эпоху. Это вопрос о том, возникли ли все вещи из воздуха, воды или огня. Несмотря на более современный метод исследования, и греки все-таки опирались на веру первобытных народных представлений.
Тает прядется одна нить за другою, одним концом всегда связанная с первичной заботой о поддержании жизни, общей человеку с самыми низшими животными, но далеко уводящей его накоплением и дифференцированием средств для своего удовлетворения. В наслаждении упражнением своего мышления, в наслаждении исследованием и познаванием, в стремлении к идеалам, в любви к искусству, в благоволении ко всему сущему, человек завоевал себе блага, которые, по-видимому, «не от мира сего» и не подчинены его законам. Но однако везде можно встретить их генетическую связь с заботой о своем существовании; раз приобретенные, эти блага сделались затем драгоценным достоянием нашей жизни, для сохранения которой мы заботимся и трудимся, всегда руководствуясь самыми первичными естественными побуждениеми - заботой о поддержании существования.