Культ оказался обладателем капитала, который, будучи так странно собран, послужил на пользу позднейших поколений

Жречество часто делало только выводы из господствовавших в народе воззрений и, сначала воплощая в самом буквальном смысле божественный авторитет, создало абсолютное правление, как средство исправления человеческого общества, но одним этим не ограничилась его культурно-историческая роль. Без него сокровища «мертвой руки», первые накопления капитала первобытного времени, первая предусмотрительная забота об украшении жизни и странным образом именно загробной жизни, остались бы фактически навсегда мертвыми, были бы лишены значения для жизни, сожжены, зарыты; благодаря же появлению жречества, они были снова призваны к жизни и, по крайней мере, частью возвращены жизни. Так как жречество, посвятив свою жизнь интересам мертвых, делило с последними все приносимые сокровища и средства или, служа алтарю, жили алтарем; так как далее, согласно обычаю, мир делил свои скопленные сокровища с культом, то в результате культ оказался обладателем капитала, который, будучи так странно собран, послужил на пользу позднейших поколений.
В этом процессе жречество принимало важное участие, не считаясь тем,как смотрели на это с моральной и экономической точки зрения. Чтобы привести пример, укажем на нашу собственную историю, в которой именно духовенство приняло главнейшее участие в создании новой формы общественной огранизации и владения, именно колонизации, чем чрезвычайно способствовало распространению немецкого народа. Регулированная колонизация, каковою была колонизация в отличии от эпохи переселения народов в начале средних, когда уже благотворно действовал упоминаемый нами выше сдерживающий иинстинкт, требовала затраты запасного подвижного капитала. В обширных же размерах подобным капиталом в начале средних веков, до развития «буржуазии» обладали лишь болшие учреждения культа — монастыри и епископства.
Поэтому-то эти учреждения сделались инициаторами и руководителями колонизации, и которое в эту эпоху находили самое полное выражение стремления к деятельности. Кто верно оценил значение этого явления, тот, вероятно, убедится, что было бы тщетно, сводить все культурно-исторические причины, исключительно, к естественным условиям.
Эту сеть причин мы можем уподобнть мицелию низших растений, который в исходном конце давно засох и превратился в незаметную плесень, другим же концом разостлаля по земле прнчудливыми резко бросающимися в глаза растительными формами, которые, в свою очередь, дают начало новым растительным образованиям. Мы смеемся над представлением, что душа для своего загробного существования нуждается в пище, как над бессмысленным суеверием дикарей, но все-таки величественные творения современной культурной жизни находятся в генетичеекой связи с молодыми побегами этого превратившегося теперь в совершенную плесень представления.