Понятие истории культуры

В понятие истории культуры вкладывали чрезвычайно разнообразное содержание. Сюда относили, прежде всего, элементы, выделяемые из политической историии, характеризующие жизнь и нравы народа в данную эпоху и не находящиеся в непосредственной связи с историей образования государств. Такая история кульгуры доставляла нам интересные пестрые картины; и посколько эти картины были взяты из действительности, они показывали нам силу, управляющую развитием народов и не всегда совпадающую с фактором политического развития.
Другое направление, представителем которого является Бокд в своей Истории цивилизации в Англиии, считало, что развитие человечества совершается по естественному закону, и соответственно этому создали новый род изложения истории.
Не придавая ни одному из этих направлений исключительного значения, мы находим нужным считаться как с тем и с другим. При изложении истории культуры нужно придерживаться такого метода, который бы сам научил различать, какое значение имеет закон природы в развитиии человеческой культуры, и на сколько, с другой стороны, сам человек, руководясь своими собственнымн влечениями, силами и средствами, сумел в природе создать особое царство человеческое. В этой последней области — как бы велико или мало оно ни казалось — на долю человеческой личности выпадает отнюдь не ничтожная роль, хотя личность, конечно, не может ни освободиться от законов культурного развития, ни пользоваться другими средствами, кроме тех, которые дает ей это развитие.
Этим определяется уже и объект истории культуры; причем обнаруживается,что изложение законообразных явлений в эволюции культуры представляет достаточно обширный и важный материал для особой отрасли науки.
Эта особая отрасль науки предписывает и особый метод изложения. Мы не отрицаем значения попытки разбить историю культуры, подобно политической истории, на периоды, следующие друг за другом в хронологическом порядке. Особенно большие преимущества признаем мы за схемой Моргана. Однако все подобные системы носят такой же характер, как т. н. искусственные классификации описательного естествознания. Если излагать историю культуры по такой же системе, как излагается всемирная история, то придется топографически подвигаться по земному шару в пределах болыших периодов, установленных более или менее искусственно; подобное изложение и сильно утомляло бы читателя, и затрудняло бы понимание связи между всеми сторонами и периодами культуры.