Величие природы и ее явлений не могло возбудить ум

Величие природы и ее явлений не могло возбудить ум, не воспитанный в школе общественной жизни; элементарные же положения этой школы заключаются в заботе о собственном «Я». Лишь с этой заботой связаны элементарные представления, солнце сначала лишь, постольку, и тогда возбуждало мысль первобытного человека, поскольку и когда оно грело и жгло его собственное «Я», гром - поскольку и когда он его пугал, град — поскольку и когда он его бил. В этом отношении работа о своем «Я» пробуждает ряд примитивных рассуждений; и с этих рассуждений начинается воспитание мысли человека, постоянно направленной на заботу о своем «Я».
Очень характерно, что Клемм начинает свою историю культуры с описания тех, стоящих на самой низшей ступени культуры племен (Indies la motto Бразилии), относительно окружающей природы о которой Мюллер не без удивления писал, что она действует на европейцев - путешественников своей гигантскою, девственною силою, вызывая у них ряд великих чувств и мыслей.
На порочную же тупость и умственную леность Tapnuas эта величественная природа не бросила ни единого пробуждающего луча сознания и, вообще, не оказала никакого решительного влияния. Но эта умственная тупость и леность объясняется не невеличественностью окружающей природы, а ничтожностью степени развития заботы о своем существовании у этих людей, удовлетворяющих всем своим потребностям, не прибегая ни к одежде, ни к жилищу.
Калифорнийские индейцы на вопросы Бегерта, думали ли они когда-либо о Том, Кто создал солнце и душу, прямо отвечали - «нет!» — Я часто спрашивал, —говорит он, — у негров: «что делается с солнцем во время ночи, и появляется ли утром снова то же самое солнце или же новое.» Но я замечал, что негры считают эти вопросы чрезвычайно ребяческими. Этот вопрос, казалось им, находится вне области человеческого ведения. Относительно его они не делали никаких догадок, не пытались так или иначе объяснить его себе.
Даже гораздо уже более цивилизованные народы разделяют с самими дикими это отсутствие любознательноcти. На довольно развитого в умственном отношенин гренландского эскимоса таинственная величественная природа влияет не иначе, как в отношении к его заботе о своем существовании. Если их спросить, — говорит компетентный миссионер Давид Кранц, - кто создал землю, небо и все окружающее, то они отвечают: «не знаем!» И другие же эскимосы отвечали Кранцу: «Это всегда таким же было, и таким же будет, как и теперь.»