Нравственный идеал

Без существования и без знаний тех общественных форм, которые сложились под влиянием долгого культурного развития, даже самый философский ум первобытной зпохи не мог построить и отвлеченного нравственного идеала, который соответствовал бы нашему современному идеалу, являющемуся результатом исторического развития.
При том еще из наблюдений диких народов, ничего не обнаруживается яснее, чем невозможность существования среди них, даже в виде исключения, подобных философских умов. Весь строй умственной деятельности дикаря, как бы сильно он ни отличался, судя по употреблению простых орудий и выработке речи, от умственной деятельности животных, все же он не в состоянии создать что-либо, не находящееся в связи с впечатленияии, получаемыми им от данного времени или даже от данного мгновения.
Ложные представления о характере мышления дикаря, в течение долгого времени державшие науку в младенческом состоянии, в основе своей опираются на ложные представления о нашем собственном мышлении. Обыкновенно, думают, что движения солнца и небесные явления должны были несравненно сильнее волновать и донимать первобытных людей, чем нас, и что окружающее меньше удивляет нас, чем дикарей, так как мы или привыкли к окружающим явлениям, или же объяснили их себе. В действительности же, мысль как ранних, так и более поздних поколений человеческого рода начада самостоятельно работать с этиими предметами лишь с тех пор, как с детства окружающий нась мир сделался для нас обычным, обыкновенным. Самый последний человек нашего времени, хотя бы насколько, знаком с принципом небесных явлений, но удивляются этим явлениям в большинстве случаев, все-таки только образованные люди. Простой человек не думает об этих явлениях, - с самого первого пробуждения своей мысли он привык видеть их неизменными. И лишь тогда, когда ум человека усвоил себе понятие причинности, лишь тогда, когда из опыта установленный закон причинности, будучи применим к данным явлениям, окажется недостаточным для их объяснения, лишь тогда возникает удивление. Чуждость же подобного процесса мышления дикарям подтверждается достоверными наблюдениями путешественников. Неожиданное раньше и сильнее привлекает внимание дикаря, чем повседневное. Доказано, что низко стоящие в культурном отношении народы, напр., племена из группы бразильских индейцев, для неожиданно наступающего грома и молнии прежде подыскали обяснение, чем для солнца и солнечного света. Эти дикари, уже видевшие в громе и молнии деятельность духа, еще и не пытались подыскать подобного же обяснения для движения солнца, обыденные явления не возбуждали их мысли. Но у этих первобытных народов и удивление перед громом было гораздо слабее, чем страх перед ним; приписывая воображаемому духу, подобному им самим причину всех совершающихся явлений, они не замечали в этом никакого несоответствия между причиной и следствием.