Мышление появилось и развивалось лишь вместе с культурой

Если мы вспомним, как и теперь еще сильна борьба даже между несложным мышлением и инстинктивными велениями нашей природы; если мы заметим, что и это несложное мышление появилось и развивалось лишь вместе с культурою, и если мы далее обратим внимание на то, какая масса людей даже в период цивилизации довольствуется, обыкновенно, мышлением, которое едва ли нуждается в членораздельном выражении: то едва ли мы будем иметь основание отвергнуть смелую теорию Гайгера о происхождении разума, так как ничто не было так необходимо для возникновения разумного мышления, как развитая речь, точно ограничивающая одно понятие от другого, точно определяющая их взаимные отношения.
Однако с выработкой подобной речи великая работа мысли подготовлявшей культуру, не была завершена. То, что создал разум в строгом смысле этого слова, т.е. отличая разум от того, что можно бы назвать природным рассудком, обратилось для тысячи людей в традиционное мышление, не отличающееся от накопленного опыта людей более ранних ступеней развития. Точно руководимый инстинктом, язык выражал лишь комплекс традициоонно перенятых мыслей и поступков. Язык, преимущественно, представлял формально - творческий злемент, но посколько он сохранял рнее выработанные словесные определения понятий и точные законы логики, он дал человеку новое средство для унаследования приобретенного опыта.
Но для упражнения мышления человек нуждался в известном материале, ибо он думал не формулами, а предметно, не отвлеченно, а конкретно, содержание же мышлению доставляла все более прогрессирующая забота о поддержании существования, которой и сам язык человека обязан своим происхождением.