Крупнейшее за всю историю цивилизации водяное колесо было построено во Франции во времена царствования Людовика XIV. «Марлийская машина», так назвали чудо-новинку, в 1682 году была установлена в Версальском саду, чтобы обеспечить работу водонапорной системы самого большого в то время каскада фонтанов. Мощность ее в современном пересчете составляла 75 л. с. К сожалению, до наших дней эта реликвия не сохранилась.
Из сбереженных человечеством водяных колес самое большое было построено в эпоху расцвета Римской империи на территории нынешней Сирии. Его размер — 40 м. Среди рабочих колес, используемых для водяных двигателей с начала мирового промышленного развития, самое крупное построено в конце XVIII века русским механиком К. Д. Фроловым. В диаметре оно достигало 17 м, в высоту — пятиэтажного дома. Установлено было на шахтных рудниках Алтая. Это колесо приводило в движение одновременно несколько насосов, которые выкачивали воду с подземных горных выработок. Необходимо отметить, что алтайское колесо вошло в историю и как самый экономичный водяной двигатель.
Самое быстрое вращение ротора
В «Книге рекордов Гиннесса» отмечен рекордный показатель максимально достижимой скорости вращения подвижной части электродвигателя - ротора. Но, видимо, составители этого справочного издания упустили техническое достижение болгарского ученого П. Христова. В 1986 году он сконструировал двигатель, в котором ротор способен вращаться со скоростью 1127700 об/мин, что в 4,5 раза превышает рекорд, зафиксированный в вышеуказанной книге.
~1~ ~2~ ~3~ ~4~ ~5~ ~6~ ~7~ ~8~ ~9~ ~10~ ~11~ ~12~ ~13~ ~14~ ~15~ ~16~ ~17~ ~18~ ~19~ ~20~ ~21~ ~22~ ~23~ ~24~ ~25~ ~26~ ~27~ ~28~ ~29~ ~30~ ~31~ ~32~ ~33~ ~34~ ~35~ ~36~ ~37~ ~38~ ~39~ ~40~ ~41~ ~42~ ~43~ ~44~ ~45~ ~46~ ~47~ ~48~ ~49~ ~50~ ~51~ ~52~ ~53~ ~54~ ~55~ ~56~ ~57~ ~58~ ~59~ ~60~ ~61~ ~62~ ~63~ ~64~ ~65~ ~66~ ~67~ ~68~ ~69~ ~70~ ~71~ ~72~ ~73~ ~74~ ~75~ ~76~ ~77~ ~78~ ~79~ ~80~ ~81~ ~82~ ~83~ ~84~ ~85~ ~86~ ~87~ ~88~ ~89~ ~90~ ~91~ ~92~ ~93~ ~94~ ~95~ ~96~ ~97~ ~98~ ~99~ ~100~ ~101~