Водяное колесо. Самое быстрое вращение ротора

Крупнейшее за всю историю цивилизации водяное колесо было построено во Франции во времена царствования Людовика XIV. «Марлийская машина», так назвали чудо-новинку, в 1682 году была установлена в Версальском саду, чтобы обеспечить работу водонапорной системы самого большого в то время каскада фонтанов. Мощность ее в современном пересчете составляла 75 л. с. К сожалению, до наших дней эта реликвия не сохранилась.

Из сбереженных человечеством водяных колес самое большое было построено в эпоху расцвета Римской империи на территории нынешней Сирии. Его размер — 40 м. Среди рабочих колес, используемых для водяных двигателей с начала мирового промышленного развития, самое крупное построено в конце XVIII века русским механиком К. Д. Фроловым. В диаметре оно достигало 17 м, в высоту — пятиэтажного дома. Установлено было на шахтных рудниках Алтая. Это колесо приводило в движение одновременно несколько насосов, которые выкачивали воду с подземных горных выработок. Необходимо отметить, что алтайское колесо вошло в историю и как самый экономичный водяной двигатель.

Самое быстрое вращение ротора

В «Книге рекордов Гиннесса» отмечен рекордный показатель максимально достижимой скорости вращения подвижной части электродвигателя - ротора. Но, видимо, составители этого справочного издания упустили техническое достижение болгарского ученого П. Христова. В 1986 году он сконструировал двигатель, в котором ротор способен вращаться со скоростью 1127700 об/мин, что в 4,5 раза превышает рекорд, зафиксированный в вышеуказанной книге.