Конструкция сверхминиатюрного электродвигателя разработана в 1988 году в Калифорнийском университете в Беркли под руководством Р. Мюллера. Моторчик собран на кремниевой пластине, на которой закреплены подвижная и неподвижная его части, зубчатые передачи, пружины, кривошипы, выполненные из элементов микроэлектроники. Да и сам электродвигатель может стать микроскопической частью электронной интегральной схемы. Ведь он имеет длину всего 70 мкм. Создание такого уникального электродвигателя открывает самые широкие возможности его применения, начиная с медицины и кончая новыми моделями телевизоров, самолетов и средств вычислительной техники. Уже разрабатывается программа, предусматривающая использование этих моторчиков для удаления жировых отложений на внутренних стенках кровеносных сосудов.
До названной конструкции репутацию самого маленького электродвигателя удерживал с 1942 года образец француза Ж. Филиппо. Моторчик имел массу всего 0,15 г и высоту 3,5 мм. Для запуска достаточно подключить его к двухвольтовому источнику питания. При этом он совершает более 4 тыс. об/мин.
Недавно американские специалисты из фирмы «НМБ Текнолоджиз инк» нашли новый принцип эффективной миниатюризации электродвигателя. Вместо привычных проволочных катушек, используемых в статоре и занимающих большой объем, в принципиальной схеме новых аппаратов применили тончайшую и гибкую металлизированную пластину, на которую нанесено методом фотолитографии несколько плоских катушек, образующих обмоточную секцию. Эта секция прикрывала магнитопровод, обеспечивающий вращение ротора, изготовленного из редкого химического элемента неодима с сильными магнитными свойствами. Микродвигатели такой своеобразной конструкции характеризуются заметно меньшей вибрацией и производимым шумом, а также повышенной плавностью хода.
Самые маленькие двигатели с воздушным охлаждением, работающие на бензине, выпускаются американской фирмой «О энд Р энджин». Рабочий объем мини-двигателя равен 33 см3, а сам он весит 2,3 кг. Но при этом развивает мощность 1,6 л. с. при скорости ротора 7200 об/мин.
Самый миниатюрный турбореактивный двигатель разработан в Англии фирмой «Алвис». При 65 000 об/мин он дает 75 кг тяги. Габаритные размеры его составляют 58 х 27 см, а вес — 21 кг.
Малюсенькие реактивные двигатели размерами с ладонь сегодня монтируются на космических станциях и кораблях. Они предназначаются для корректировки положения искусственных спутников на орбите. Рабочим телом в таких двигателях является газ, часто инертный азот.
Из двигателей в единственном экземпляре самый маленький изготовил в начале 60-х годов голландский инженер Йозеф Эйнс. Размеры этого электродвигателя составляли чуть больше булавочной головки. Однако этот рекорд был превзойден в 1965 году украинским микроминиатюристом Н. С. Сядристым. Его электродвигатель в 25 раз меньше прежнего рекордсмена.
~1~ ~2~ ~3~ ~4~ ~5~ ~6~ ~7~ ~8~ ~9~ ~10~ ~11~ ~12~ ~13~ ~14~ ~15~ ~16~ ~17~ ~18~ ~19~ ~20~ ~21~ ~22~ ~23~ ~24~ ~25~ ~26~ ~27~ ~28~ ~29~ ~30~ ~31~ ~32~ ~33~ ~34~ ~35~ ~36~ ~37~ ~38~ ~39~ ~40~ ~41~ ~42~ ~43~ ~44~ ~45~ ~46~ ~47~ ~48~ ~49~ ~50~ ~51~ ~52~ ~53~ ~54~ ~55~ ~56~ ~57~ ~58~ ~59~ ~60~ ~61~ ~62~ ~63~ ~64~ ~65~ ~66~ ~67~ ~68~ ~69~ ~70~ ~71~ ~72~ ~73~ ~74~ ~75~ ~76~ ~77~ ~78~ ~79~ ~80~ ~81~ ~82~ ~83~ ~84~ ~85~ ~86~ ~87~ ~88~ ~89~ ~90~ ~91~ ~92~ ~93~ ~94~ ~95~ ~96~ ~97~ ~98~ ~99~ ~100~ ~101~