Первые двигатели

Первый двигатель как таковой сконструировал величайший мыслитель XVII века X. Гюйгенс. В 1873 году он был привлечен к созданию уникального каскада фонтанов в Версале. Ученый понимал, что тут никак не обойтись без машины, которая заставила бы насосы непрерывно подавать воду к фонтанам. Тогда-то он и придумал устройство с закрытыми цилиндрами, в которых под действием силы сгорания пороха передвигались поршневые цилиндры.
Первые двигатели внутреннего сгорания современного принципа действия появились в последней четверти XIX века. В первую очередь следует отметить газовый двигатель Н. Отто и двигатель высокого сжатия Р. Дизеля, работающий на тяжелой фракции углеводородного топлива (дизельного топлива). Первые двигатели на бензине независимо друг от друга создали О. Костович и Г. Даймлер. Четырехтактный двигатель Костовича, появившийся в 1882 году (на 3 года раньше двигателя Даймлера), развивал мощность до 80 л. с. при весе 240 кг. Этот первенец двигателестроения ныне экспонируется в Центральном доме авиации и космонавтики в Москве.
Первый электродвигатель родился гораздо раньше двигателя внутреннего сгорания. Открытие величайшим физиком М. Фарадеем явления электромагнитной индукции и возможность появления электрического тока в проводнике, находящемся в магнитном поле, предвосхитили создание в начале 30-х годов прошлого столетия электромотора. Какие только великие умы не участвовали в этом открытии! Сначала X. К. Эрстед и вслед за ним А. М. Ампер заметили вращение батарейки с замкнутым электрическим током вблизи постоянного магнита. После них Г. Дэви по совету Д. Ф. Араго заставлял электрическую дугу двигаться в магнитном поле. Затем сам Араго обнаружил принцип, заложенный в работе современных генераторов: при прохождении электропроводящего газа через магнитное поле возникает электрический ток.
Венгерский физик А. Йедлик сумел воплотить идеи своих предшественников в техническом проекте электромагнитного двигателя вращательного движения. Итальянец С. даль Негро создает электродвигатель с возвратно-поступательным движением якоря между полюсами магнита. Это был крупный шаг вперед на пути к созданию машин и устройств, приводящихся в движение электромотором. Правда, мощность его тогда составляла всего 0,00006 л. с. Но вот русский электротехник Б. С. Якоби, заложив в основу универсального электродвигателя взаимодействие электромагнитов, доводит его мощность до 15 Вт, а затем и до 550 Вт. Заметим, что от рождения научной идеи до реального технического устройства прошло всего 3 года.
Первые экономичные генераторы с самовозбуждением, так называемые динамоэлектрические машины, созданные благодаря усилиям немца Э. В. Сименса, англичан К. и С. Варли, а позднее и бельгийца 3. Т. Грамма, открыли новую эру электроэнергетики в производственных процессах.
Первый в мире трехфазный асинхронный двигатель с ротором из литого железа создал М. О. Доливо-Добровольский в 1889 году.
Идеи построения газовых турбин выдвигались еще древнегреческими мыслителями. Проект такого двигателя уже в эпоху Возрождения предложил Леонардо да Винчи. В начале XIX века английские механики попытались создать газотурбинный мотор. Но эти попытки в конечном счете оказались тщетными. Техническое воплощение ценной идеи удалось осуществить русскому инженеру П. Д. Кузьминскому лишь в конце прошлого столетия. П. Кузьминский предложил использовать этот эффективный двигатель и для летательных аппаратов.