План изложения настоящей третьей части «Очерков» непосредственно вытекает из замечаний, только что сделанных нами. Мы различили два момента развития; общественного самосознания. В эпоху созидательной государственной работы или, как иногда называют ее,—в органические период нашей истории — общественное самосознание развивалось в форме контраста русской национальности с окружающими ее народностями. Это была, другими словами, эпоха создания и усвоения народным самосознанием националистических идеалов. Критический элемент проник, правда, уже тогда в русскую общественную среду, как результат того же столкновения с чуждыми национальностями. Но почва для развития общественной самокритики была чересчур неблагоприятна, и критика не пошла дальше самых скромных начатков. Это положение дела совершенно изменилось в новейший период нашей истории.
Общественное самосознание в этот период все более обращалось от завоевательных планов внешней политики к проектам внутреннего общественного переустройства. Старые национальные идеалы уступили место в общественном мнении новым, которые подверглись упреку в «космополитизме» со стороны «патриотов» доброго старого времени. Число последних стало быстро уменьшаться. Таков характер общественного самосознания в период, который мы условимся называте критическим. Между тем и другим периодом лежит промежуточный, характеризуемый смесью признаков того и другого. Завоевательная программа предыдущей эпохи в нем находит свое завершение, и параллельно ее завершению намечается содержание новой программы внутренней политики. Промежуточный период этот довольно точно укладывается в хронологические рамки XVIII столетия, так характерно начинающегося реформами Петра и столь же характерно кончающегося завоеваниями Екатерины.
Таким образом, история русского общественного самосознания может быть разделена, для удобства изложения, на три отдела:
Через все три периода проходит, как видим, красной нитью — постепенное нарастание критического воззрения и соответственное ослабление воззрения националистического.
Первоначальной мыслью нашей было — рассмотреть оба эти процесса отдельно один от другого. Такой порядок дал бы, может быть, больше рельефности в изображении, но вызвал бы повторения и оторвал бы явления от их естественной связи. Чтобы избежать этих, неудобств, мы решились рассмотреть оба параллельные процесса в рамках трех указанных хронологических периодов. Как всякое деление на периоды одного неразрывного процесса, и это деление имеет свои неудобства и влечет за собой свои неточности. Но нам кажется, что оно лучше других, нам известных, соответствует действительным моментам развития русского общественного самосознания.
Общественное самосознание Сознание современных национальностей Социлогическая система Тарду Понятие национальности Язык — основной и наиболее существенный признак национальности Национальное сознание - понятие о самом себе Эволюция народного сознания Письменная передача мысли План изложения третьей части «Очерков»