Итак, все существенное содержание «национального самосознания» при более внимательном рассмотрении оказывается вовсе не заимствованным из реальных свойств национальности. Эти реальные свойства, анатомические, физиологические и т. д., остаются нетронутыми и, в пределах одной и той же национальности, очень различными. Национальное самосознание выводит свою постройку над этим фундаментом, не обращая никакого внимания на его распланировку, и весь свой материал берет из самого себя. То же самое психическое взаимодействие, которое составляет необходимое условие национального сознания, в конце концов служат могущественным орудием для распространения выработанного этим сознанием, обыкновенно, в резких, лапидарных чертах, понятия о самом себе, т.е. об отличиях национального типа. Естественно ожидать, что этими отличиями окажутся именно те, которые запечатлеются, как такие, в национальном сознании. А так как процесс работы национального сознания везде один и тот же, то и вырабатываемый им продукт, понятие о собственном национальном типе, в главных чертах повсюду более или менее одинаков. Помимо частных черт, подсказываемых местными условиями или добавляемых дальнешим социальным развитием, это понятие о самих себе везде отражает на себе характер создающей его эпохи.
В самом деле, очень важно отметить, что и эпоха, когда социальное самосознание делает предметом наблюдения собственные черты, приблизительно одинаковы у самых различных социальных групп. Сознание об особенностях своего типа не бывает отчетливым в период племенной жизни, отчасти, может быть, потому, что социальные группы в этот период слишком дробны и слишком однородны, так как вращаются среди себе подобных групп того же языка. «Сознание рода», конечно, уже существует и в эту эпоху оно имеется налицо даже и в животных обществах. Но объективное выражение этого сознания не идет в эпоху племенной жизни дальше легенд об едином родоначальнике племени или о братьях - родоначальниках племен, сознающих свою национальную близость. В более сложных формах национальное самосознание развивается в эпоху территориального объединения нации, и особенно в тот момент, когда процесс этого объединения сам собой приводит данную национальную группу в столкновение с другими, несходными с нею. Язык, иногда и физический тип являются в таком случае основными причинами сознания несходства; но не всегда национальное самосознание привязывает само свое инстинктивное чувство контраста именно к этим двум, наиболее коренным признакам отличия.
Наибольшая простота в элементарном приеме социального мышления состоит в том, что сознание несходства прикрепляется к какому-нибудь более наглядному, но и более внешнему признаку.
Племенная религия, расширяющаяся в национальную по мере территориального роста, обыкновенно становится первым таким признаком, на который опирается зарождающееся сознание племенного несходства; к этому признаку, по мере дальеешего развития социального самосознания, приурочиваются и другие. Общественный и политический строй данной группы, ее нравственный облик, наконец, даже ее территория, все это становится под защиту религии в ее местной, национальной форме: все это объявляется «святым». И самая эта религозная окраска национальных отличий, их интеграция в национальном сознании под покровом религии, дает установляемому таким образом национальному типу огромную силу распространения: здесь вступает в свою роль бессознательное подражание, ассимилирующее выработанному типу вновь присоединяемой областной группы. Национальное самосознание само является, таким образом, фактором, реализующим свою идею.
Общественное самосознание Сознание современных национальностей Социлогическая система Тарду Понятие национальности Язык — основной и наиболее существенный признак национальности Национальное сознание - понятие о самом себе Эволюция народного сознания Письменная передача мысли План изложения третьей части «Очерков»