Эволюция народного сознания

Дальнешая эволюция народного сознания, подобно экономической, политической, религозной и т. д. эволюциям, находится в зависимости от исторических условий, среди которых протекает жизнь той или другой нации. В самом начале «Очерков» мы признали возможность остановки всех этих эволюций на одной из ранних ступеней, — в случае, например, остановки роста населения. Подобную же остановку вполне возможно предположить и в процессе развития общественного самосознания. Все, что задерживает процесс образования национальности и протягивает период войн, неразлучных с таким процессом; все, что препятствует процессу внутренним расчленением данной национальности на группы, классы, сословия, наконец, все, что мешает быстрому психическому обмену и, следовательно, взаимодействию и борьбе разных общественных взглядов и типов мысли, вызванных этим внутренним расчленением, — все это может приостановите развитие социального сознания на той ступени, которой оно достигает в период национального объединения и на которой закрепляется неподвижной религозной санкцией. Но мы повсюду в «Очерках» имели в виду не этот, возможный, конечно, случай остановки эволюционного процесса, а тот нормальный случай, когда исторические обстоятьльства благоприятствуют полному осуществлению эволюционной общественной тенденции.

Для более полной эволюции общественного самосознания необходимы следующие условия.

Ближайшее знакомство с чужим национальньм типом бывает на практике первым толчком, вызывающим перемены в сложившейся форме национального сознания. Эпоха самовозвеличения сменяется эпохой самокритики.

Внимание части общества, наиболее заинтересованной в переменах, обращается от внешее национальной борьбы к внутреннему общественному строю. Так как внешняя борьба, обыкновенно, далеко еще не успевает закончиться к тому времени, когда начинается только что описанная смена состояний общественного сознания, и так как другие социальные условия тоже бывают вначале мало благоприятны для распространена нового критического воззрения, то его появление вызывает неминуемо отпор и ведет к борьбе, более или менее продолжительной, более или менее успешной для разных сторон, смотря потому, насколько быстро совершается, параллельно этой борьбе, эволюция влияющих на ее исход общественных условий. В благоприятном случае, неизбежным исходом борьбы бывает более или менее полная перестройка традиционной системы общественных отношений и замена ее системой, основанной на сознательном выборе большинства. Национальная «традиция» стушевывается перед торжествующим «общественным мнением».