Язык — основной и наиболее существенный признак национальности

На наших глазах такое превращение «болгар» в «сербов» было достигнуто в какие-нибудь двадцать лет в отторгнутых от болгарского племени в пограничных областях. И все эти быстрые перемены достигались с помощью самого простого средства: забвения своего старого языка и употребления нового.

Итак, язык, — этот основной и наиболее существенный признак национальности, носитель всех связанных с ней ассоциаций, — оказывается явлением в высшей степени хрупким и преходящим. Нет ничего удивительного, что население Европы, с древнейших времен пережившее множество завоеваний и смешений, могло много раз переменить свой язык, оставаясь в то же время антропологически тем, чем было и прежде: это наблюдение окончательно раъзясняет, почему нельзя искать никакого соответствия между языком (а следовательно, и национальностью) и «расой».

То, что сказано о языке, тем более верно по отношению к другим явлениям, представляющим из себя не opyflie и не средство психического взаимодействия, а его результаты. В национальном самосознании, напр., религия является часто столь же существенной и представляется столь же коренной и исконной чертой национальности, как и язык. В данном случае, однако, опять голос самосознания может ввести исследователя в заблуждение. Лица, жившие некоторое время на Балканском полуострове, могут засвидетельствовать, напр., какое огромное значение имеет религия в христианских областях, остающихся под турецкой властью, и как равнодушно относится к той же религии население областей, только что добившихся национальной независимости. Явление это, повторявшееся не раз и в прошлом, может свидетельствовать об одном: религия в подобных случаях, очевидно, ценилась не по внутреннему своему значению, а как символ социальной обособленности исповедующего ее населения.

Социальная, т.е. символическая, роль религии в этих случаях может быть огромна, и в то же время вероисповедное ее значение сводиться к нулю.